?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как стреляла в цель из арбалета Виолетта...

Американские писательские блоги, которые теперь сами так и прыгают ко мне в почту и в соцсети, подбросили интересную статью, в которой была ссылка на еще более интересную и полную статью на ту же тему. И мне захотелось обсудить эту тему с вами.

У всех нас в книгах есть героини, правда? И у многих именно героини -- главные действующие лица. В тех двух статьях обсуждалось, почему в современных книгах большинство девушек сильные, умеют постоять не только за себя, но и за других, а то и вовсе спасают мир, раздавая сокрушительные тумаки злодеям -- в основном, мужчинам.

Началось все с того, что кто-то возмутился: мол, Арью любят все, а Сансу презирают, и только потому, что она не умеет и не хочет драться на шпагах и все такое. Ум и красота ведь тоже могут быть силой, и женственная героиня может быть не менее любимой и привлекательной, чем носящая мужскую одежду и владеющая боевыми искусствами.

Я не читала ( еще пока) "Игры престолов", только фильм смотрела, и мне не показалась Санса очень уж умной, ну да ладно :). Но Арья действительно меня покорила с первой же серии: да, это "мой тип" героини, именно с ней я бы отождествила себя в детстве.

И, разумеется, моя героиня из "Лувра за пять экю" тоже такая: чувствует себя в мужской одежде увереннее, а танцам предпочтет фехтование. При этом она, конечно, и умная, и, все же, красивая ( хотя я не знаю ни одной "сильной" героини, которая при этом была бы написана уродливой и не привлекательной, ну вот навскидку точно не назову. Скорее, наоборот -- даже злодейки описываются прекрасными и опасными :)) ).

Статья же заставила меня задуматься. Вот Гермиона, например. Она в книге описывается как вечно лохматая, и очень умная, да? До первого бала никто не замечает в ней красивой девочки.
А красивые девочки, особенно в подростковой литературе, часто или легкомысленные, или пустоголовые.

А в янг эдалт все чаще сюжет строится на взаимоотношениях героини, которая внешне совершенно средняя, с супер-красивым героем.

Совсем не хочется такого разделения, и поддерживать эту тенденцию не хочется тоже. Но осознав, что им есть место в современной литературе ( или кинематографе), моя фантазия начинает играть. :)

Автор одной из статей упоминает о ее собственной книге, в которой все наоборот: девочку растят, как будущую воительницу, а она, убегая, переодевается в пышные платья и драгоценности. Накладывает румяна и мечтает о прекрасном принце. И при этом наподдать противнику может, если придется: но предпочтет очаровать или уговорить.

Вот такой подход мне нравится. Действительно, девочки и девушки, и женщины -- наши героини -- имеют право быть любыми.

Расскажите о ваших героинях! Попадают ли они под один из популярных типажей, и тем сильны и привлекательны, или удивляют не только других героев и читателей, но и вас?



Buy for 40 tokens
Дорогие коллеги, спешу поделиться с вами полномасштабным РАСПИСАНИЕМ всех проектов Лаборатории mi-pishem на период июль-август, чтобы вам было удобнее планировать свое участие заранее. Итак: ~ 27 июля – 3 августа – ВОРКШОП «ТВОЙ ИДЕАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ»: придумываем…

Comments

( 27 comments — Написать )
yaanin
Oct. 15th, 2015 05:56 am (UTC)
Интересно, когда в литературе появилась героиня, которой удобнее в мужской одежде? До сих пор, несмотря на то, что многие женщины носят и любят мужскую одежду и работают мужскую работу, этот образ актуален и популярен. Наверное это поиск ответа на вопросы " Кто я, в чем моя сила? Что такое женственность, что такое мужественность? Что я могу себе позволить и кем я могу стать?" Мои героини все ходят на каблуках, пользуются косметикой, путаются в юбках. При всей моей любви к героиням шпаги и штанов, у меня нет пока ни одной такой.
Ps: мне тоже Арья не кажется умной. На редкость пустая и упрямая героиня.
phontanka
Oct. 15th, 2015 06:36 am (UTC)
В мужской одежде, конечно, было удобнее всегда, если за женскую одежду принимать корсеты и кринолины ))) Когда это оказалось дозволено так, чтобы женщину не закидали камнями, а написали с нее героиню книги, действительно, вопрос интересный. Явно независимый характер проявляет, например, Джейн Эйр, но ей в голову никогда не приходило переодеваться в мужскую одежду.... У Дюма таких героинь не так уж мало (подряд - Миледи, герцогиня де Шеврез и другие, причем красавицы), ну это жанр авантюрный.
trapier
Oct. 15th, 2015 09:46 am (UTC)
В мужской одежде было удобнее не всегда, если конечно это не одежда оборванца, которые не носил сюртук, манишку, жилет, подвязки для носков, шпоры, а носил только штаны и рубашку. ))
yaanin
Oct. 15th, 2015 10:06 am (UTC)
Ой точно, приличные джентельмены и корсетом утягивались)
evia_kevin
Oct. 17th, 2015 04:47 am (UTC)
Мне-то было легко отождествлять себя с "мужественными" героинями в детстве и юности, потому что до 12 лет дралась, если меня девочкой называли. Хотя одна из причин такого поведения была мною осознана не так давно, и была она из разряда "увы", а не "ах". Но тем не менее. Когда подросла и влюбляться начала, очень трудно было себя перестраивать. И потому снова горячо откликалась на героинь -- теперь уже красивых, но все еще сильных и боевых :)
phontanka
Oct. 15th, 2015 06:34 am (UTC)
У меня задумана героиня как раз такая, умная и сильная, а красота на заднем плане )))
evia_kevin
Oct. 17th, 2015 04:47 am (UTC)
:) Мне уже со всеми героинями нашими так хочется скорее познакомиться!
fruit_defendu
Oct. 15th, 2015 07:40 am (UTC)
Тоже не читала "Игру престолов" и тоже не считаю кино-Сансу умной, но, признаться, и красивой она мне вовсе не кажется. Этот персонаж я не люблю за бесхарактерность и пассивность.
Впрочем, Арию не люблю тоже. Она меня попросту раздражает.

Идея с девочкой, которая, несмотря на воспитание, желает оставаться девочкой, очень мне понравилась! Это одна из тех идей, про которые думаешь: "Жаль, не моя".

В моей единственной пока дописанной книге главная героиня — воительница по характеру. При этом выглядит она как истинная девочка (и не сопротивляется этому) и не дерётся, не применяет никакой физической силы (следует упомянуть, что ей 8 лет). Свои победы она одерживает за счёт сообразительности и смелых решений, готовности идти против правил, против "сильных мира сего".

А ваши героини какие?
trapier
Oct. 15th, 2015 10:04 am (UTC)
Санса может не быть умна, но надо признать, что она - единственная из Старков, оставшаяся в живых.
Я не знаю что дальше происходит с Арьей и маленькими братьями, но они для "Игры" потеряны. Арья больше не дочь Старков, а никто, само себя отдавшее в рабство, мальчики тоже исчезают со сцены событий.
А Санса-то - жива, здорова, способна. Дура не дура, а свою двадцатку имеет.
fruit_defendu
Oct. 15th, 2015 10:28 am (UTC)
Да, вы правы. Если мыслить рационально, всё так. Но если думать о том, что, с точки зрения законов драматургии, герой должен вызывать симпатию и сопереживание, то лично для меня Санса не герой. Это моё личное эмоциональное.
trapier
Oct. 15th, 2015 10:40 am (UTC)
Герой это:
1. персонаж, герой произведения
2. протагонист - главное действиующее лицо
3. герой, в смысле герой - Ахилл например, супермен.

Герой в данном случае в смысле персонаж.
Герой не обязательно должен вызывать симпатию, как будто мало у нас в МХК произведений из неприятных персонажей. Отелло что ли вызывает симпатию? Гамлет? Ахиллес и то не всегда.

А в "Игре" столько персонажей, что невозможно выделить главное действиющее лицо, зато каждый может найти себе персонаж по душе. Я вот Сансу обожаю, меня восхищает эта девушка, ее способность приспосабливаться, выживать, оставаться собой, я думаю она себя еще покажет.
fruit_defendu
Oct. 15th, 2015 11:00 am (UTC)
Да, я поняла, что вам симпатичен этот персонаж. Но вот меня не зацепила. Я соглашаюсь со всеми доводами разума, но с внутренним восприятием ничего не поделаешь.
trapier
Oct. 15th, 2015 11:03 am (UTC)
Ага, я понимаю. Но вы ведь и не должны любить их всех! ))
evia_kevin
Oct. 17th, 2015 04:48 am (UTC)
Да!!! И мне идея понравилась с оттенком ревности: "что же это я не догадалась!" :)))
(Deleted comment)
genevievee
Oct. 15th, 2015 09:13 am (UTC)
Сильная героиня, в прямом смысле, но уродливая - это Бриенна из "Игры престолов". А Санса- типичная блондинка, красивая, но пустоголовая.
trapier
Oct. 15th, 2015 09:54 am (UTC)
Вот я тоже вспомнил про Бриенну - концентрат принципа "женщина-герой".
А почему вы считаете Сансу пустоголовой? Как она могла бы поступить по-умному, но не поступила?
А ум - это ведь нечто врожденное..? Если человек (персонаж) не родился умным (не был написан умным, потому что автору не нужны одинаковые персонажи, а нужны разные) ему можно за это упрекнуть?
evia_kevin
Oct. 17th, 2015 04:50 am (UTC)
Книгу не читала, а в фильме... Ну, здровенная она, и не вызывает ни у кого симпатии, но мне уродливой совсем не кажется... Но у меня вкусы вообще странные :))
trapier
Oct. 15th, 2015 10:15 am (UTC)
Первая женщина такого толка в литературе - и единственный сильный женский персонаж во всей МХК - Скарлетт O'Хара.
И уже после начинают появляться героини в жизни которых принцип "Сильнее, выше, быстрее" реализуется только по отношению к мужчинам.
В нашей культуре женщиной быть немножечко стыдно и все воинственные герои в бронелифчиках призваны удовлетворять фантазии двух типов читателей: мужичков, мечтающих - а я б такую нагнул, и женщин, мечтающих - я не такая клуша как все бабы.
Уподобляя мужчинам своих героинь авторы работают на аудиторию. Кому нужна сейчас Джейн Эйр с ее моральными принципами и неоспоримой женственностью-юбками-молитвенником. Все хотят чтобы женщина прыгала через обруч и была "лучше женщин".

Вообще-то лично я считаю что появление таких "муженщин" вызвано скрытой гомосексуальностью мужчин. То есть мужчина не хочет женщину - в юбках, с детьми, домом, побрякушками. Мужчина хочет мужчину! В нем играет детство и дух соперничества, он хочет победить равного противника, а потом с ним еще и совокупиться, подчеркивая свою брутальность. Поскольку однополовое совокупление в нашей культуре табуировано - мы предлагаем ему противника-мужчину в женской оболочке, с атрибутами женственности - грудью, волосами, красивым лицом - но выполняющую гендерные функции мужчины - шпаги, кони, войны, интриги и прочие единоборства. С таким противником не стыдно и в постель после схватки. И бонус - а женщина-то опять оказывается подмятой и подчиненной. Какая бы воительница она ни была - подчинится мужичку и все будет окей у читателей обоих полов.
evia_kevin
Oct. 17th, 2015 04:57 am (UTC)
Есть в этой теории смысл, да. Могу согласиться! Вспомнила, кстати, сразу Олега Роя "Я тебя никому не отдам": единственную его книгу не читала даже, а слушала в машине. Девчонка там на уровне фэнтази просто супергероиня -- но вместо магии боевая подготовка, снайперские навыки и прочие качества, благодаря которым она все предусмотреть успевает ( почти), и мужика спасает, и мафиози со всем его окружением убирает... Мужик, правда, гадом оказался, ну так и ему крышка в итоге, а она -- одна, но свободна... Удивительно даже, что это ее писатель-мужчина "освободил", и подмять ее в итоге не удалось, хотя чего там, ради любви она и сама все была готова оставить и зажить тихой семейной жизнью...
trapier
Oct. 15th, 2015 10:20 am (UTC)
У меня есть сильные героини. Например из последнего - Ингрид Бауман, в момент повествования очень старая женщина, которая когда-то любила высокопоставленного нациста и пронесла любовь к нему через всю жизнь после нюрнбергского трибунала. Непреклонная, жесткая и чуждая сентиментальности, но женщина во всем своем поведении.

Далее цитаты:
"..страшно представить было, насколько красива была фрау Бауман в молодости, когда женственность не требовалось скрывать."

"Ингрид Бауман, прямая и худая, как черенок лопаты, скрестила руки на груди. Вероятно, ее подняли с постели среди ночи, но она была накрашена и седые волосы как всегда высоко заколоты в старомодную прическу. Кто угодно приехал бы по экстренному вызову в джинсах и кроссовках, но не Ингрид Бауман, оплот старой школы этикета. Туфли на каблуке и строгое платье были ее униформой еще с тех пор, как фрау Бауман учила вальсировать лейтенантов люфтваффе."

"Фрау Бауман, прямая, худая и очень ухоженная, была очень стара, но выглядела очень хорошо. У этой женщины все было на своем месте, туфли на каблуке, элегантное платье и старомодная прическа. Адальгейд стало немного неловко за свое простое платье, но улыбка, с которой фрау Бауман встретила ее, придала ей уверенности."

"—Фройляйн Киршхальтер, всего несколько раз в жизни мне приходилось жалеть о том, что сделанного не вернешь. Но никогда я не позволяла, чтобы от моих ошибок страдали другие люди. Вы ожидали, что вы придете сюда под предлогом возврата этих вещей, извинитесь, и я приму вас с распростертыми объятиями, буду откровенничать с вами, угощу кофе с печеньем и поведаю вам историю любви, на которую имела неосторожность намекнуть вам в тот день? Что могло заставить вас так думать, дорогая фройляйн? Ваша ценность была огромной, пока вы были девушкой Мартина. Теперь же вы потеряли ее, вы отказались от него и от всего, что с ним связано. Не знаю, сможете ли вы жить в ним на одной земле."
evia_kevin
Oct. 17th, 2015 04:58 am (UTC)
Интересная героиня, строгая и загадочная. Сразу чувствуется богатая предыстория
anna_kern
Oct. 16th, 2015 07:55 am (UTC)
У меня героиня обходится без бронелифчика и неимоверной крутизны, за что я ее безмерно люблю и уважаю. Правда, иногда ей приходится брать в руки пистолет, но без него ей зачастую не выжить. А так она хотела бы жить тихо и мирно, вот только не судьба :)
evia_kevin
Oct. 17th, 2015 04:59 am (UTC)
С пистолетом, конечно, спокойнее :)
lady_esstell
Oct. 16th, 2015 01:00 pm (UTC)
Моя героиня, как мне хочется надеяться, не укладывается в прокрустово ложе современных шаблонов. Она воспитывалась в среде, где само ее существование подвергалось сомнению, но несмотря на это сохранила юмор и жизнелюбие. Если за эти качества дают медаль "сильного человека", то она, без сомнения, сильная, хотя не умеет управляться с оружием серьезнее стилета. И вообще, у нее нет цели заткнуть за пояс всех встречных мужчин, она жрица, а значит, предпочитает решать дело миром. А что касается внешности -- так сложилось, что моя героиня до дрожи боится зеркал и предпочитает прятать лицо, потому что уж очень похожа на одну влиятельную особу.
evia_kevin
Oct. 17th, 2015 05:00 am (UTC)
Ух ты! Повторюсь, очень хочется уже познакомиться со всеми "нашими" героинями !
birnaeinardotir
Oct. 17th, 2015 05:47 am (UTC)
У меня в книге героини все второго плана. Протагонист - мужчина. Много батальных сцен, с которыми мне предстоит мучиться и переписывать не по одному разу. Сама я в детстве не дралась, но уже десять лет из книги в книгу, постепенно приближаясь от эпизодического персонажа до персонажа второго плана, помощника протагониста и наконец антагониста меня преследует образ берсерка, в порыве ярости убившего своих сыновей и жену. Он очень хочет, чтобы его историю рассказали.
А из героинь моя первая - Бирна (в честь нее мой ник). Дочь конунга, который хотел сына и прогнал мать - "вольноотпущенную по беременности" рабыню , когда она родила дочь. В результате девочке пришлось стать сильной воительницей и только встреча с любовью, с человеком, готовым ее защитить в том числе от нее самой, наконец пробуждает в ней женственность.
( 27 comments — Написать )

О СООБЩЕСТВЕ

mi_pishem
РАЙТХАК: Рецепты авторской кухни
САЙТ "ЛАБОРАТОРИЯ РАЙТХАК"
По вопросам сотрудничества можно писать на adaria@bk.ru.



Tags

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Powered by LiveJournal.com