?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ну вот, по моему заказу, видимо, осень подсуетилась и принесла холодные ночи в наши края. Деревья опомнились и начали срочно менять наряд на осенний. На нашем дубе позади дома впервые созрели желуди, и я, гуляя по утрам с Зеной, собираю их в карманы или в подол: хочу отвезти их все-все в деревню и посадить там. Очень уж красивый дубок получился, жаль будет оставлять его, когда мы наконец соберемся переезжать.

Прохладный воздух бодрит, и к моей осенней плаксивости, происхождение которой для меня все еще загадка, добавились всплески работоспособности.

Глава из книги Чака Вендига "The kick-ass writer" , "25 вещей, которые ты должен знать о написании романа". Я уже писала о пункте первом -- "Заканчивай то, что начал" и немного об импульсе из пункта второго. Там я отвлеклась на статью из блога Чака, потому что вся глава не была еще у меня переведена.

А теперь можно и продолжить.

2. Импульс -- ключевое слово.

Ты теряешь его каждый раз, когда останавливаешься пересмотреть сцену, найти нужное слово или заглянуть в словарь. Писать нужно так, будто едешь по шоссе: не останавливаться, чтобы поглазеть по сторонам или поесть, увидев вывеску ресторана фаст-фуд. Просто двигайся к своей ц ели: оставляй пометки на полях, высвечивай пустые места, заполняй пробелы крестиками и будь спокоен, зная, что потом вернешься и все заполнишь.

3. Первый черновик -- это штурм.

Представь, что в составе батальона солдат пера ты берешь штурмом страну Романию. Часть твоих однополчан падет в этом сражении, но твоя цель -- победить. Переползти через грязь, кровь и мертвые тела. И не важно в каком виде ты прибудешь к финишу, как быстро, и в каком состоянии будут твои одежда и прическа.
Первый черновик может и должен выглядеть, как поле битвы. И он имеет право быть дурацким. Не заботься об этом на данном этапе, двигайся вперед.

4. Будь как пес, который валяется в грязи.



Найди удовольствие в том, чтобы писать первый черновик, на парясь. Это как разлить краску по полу, прежде чем начать размазывать ее кистью. Испачкайся и все вокруг измажь. Наслаждайся свободой. Будет казаться, что ты переворачиваешь на страницы баки с мусором, но поверь, позже ты найдешь в этом соре настоящие жемчужины!

5. Первый черновик рождается в лаборатории.

Рискуй. Разворачивайся на крутых поворотах, пересекай гребни, съезжай с дороги. Пробуй новые приемы. Играй с языком. Пристукни важного героя. Время экспериментов! Порядок наведешь потом: вытрешь воду, вымоешь инструменты, подберешь осколки. Но останется результат эксперимента, и он будет бесценен.

6. Писать -- это значит переписывать и переписывать и переписывать и

Это было сказано не раз, но стоит повторения: писать -- это значит собирать слова, переписывать -- значит, делать слова красивее. Роман рождается из черновика и нужно дать ему вырасти. И это делается путем редактирования. Переписывания. Переписывания. Столько раз, сколько понадобится, чтобы роман встал самостоятельно на ноги и начал танцевать.

7. У тебя столько шансов сколько тебе нужно.

Снайперу, саперу или метателю ножей нужно быть предельно метким и ловким. Писателю проще. Ты можешь переписать. Добавить. Исправить. Изменить. До тех, пока не будешь удовлетворен.

8. -- Но так же важно понять, когда пора оставить книгу в покое.

Серьезно, рано или поздно надо будет остановиться. Если картофельное пюре взбивать слишком долго, оно превратится в клейкую массу. И как усилием воли надо перестать постоянно трогать кончиком языка трещину в зубе, надо перестать трогать и свой роман. Писать надо до тех пор, пока книга не станет хорошей -- но не совершенной. Ведь что мы можем знать о совершенстве? Оставь ее, когда сам себе можешь поставить твердую четверку с плюсом. Пусть другие оценивают ее на "пять"!

9. Помни о команде.

Ты не волк-одиночка, и не ниндзя без клана. Книга -- это работа команды. Тебе нужны читатели. Один или несколько редакторов. Может быть, литературный агент. Ведь писатели порой - худшие судьи собственных произведений. Ты проводишь наедине с романом столько времени, что взгляд затуманивается и перед глазами начинают ромться мушки. Нужен кто-то, кто поможет отличить иллюзию от реальности. "Говорящая мартышка -- это галлюцинация, а вот труп на полу -- это, чувак, по-настоящему. Надо двигать отсюда!"

10. Не позволяй завертеть себя в петле ненависти.

Каждые 10. 000 слов -- как новый виток на американских горках. На прошлой неделе ты любил свой роман, а сегодня тебе хочется выбить ему зубы. Это нормально. Продолжай писать. Петля ненависти убьет тебя, если ты ей позволишь. Часто люди бросают писать именно в этот период. Но это чепуха. Иногда твоя худшая работа -- это твоя лучшая работа, и наоборот. Не волнуйся об этом. Пиши дальше.

11. Добро пожаловать в Придурочный Город .

Ты сидишь за столом, приколов свой мозг к проекту, гуляешь по воображаемому миру с выдуманными людьми. Дни. Недели. Иногда и годы! Это странно.

12. Собираешься бросить свое дитя? Хотя бы разбери его на запчасти!

Не бросай свой роман. Не надо. Не делай этого. Но... Иногда это случается. Хорошо бы это происходило как можно реже, но бывает так, что роман просто не выходит. Не работает. Ладно. Прекрасно. Но не сдавайся без боя! Разбери его на части. Забери кусочки. Ты вложил в него свою работу, так цени ее, она пригодится тебе в другом месте. Собирая другого робота, используй те части, которые ты сам у себя и украл.

13. Ты можешь написать роман очень быстро.

Это трудно, но не невозможно -- писать, к примеру, 5 000 слов в день. В романе их около 80.000. То есть, за 16 дней можно закончить роман. Просто он не будет хорошим. Пока не будет. Нельзя писать и переписывать быстро.

14. Скажи что-то!

Читатель собирается провести с тобой 80.000 слов. Часы его собственной жизни он отдаст твоей книге. Так потрудись сделать их важными. Скажи что-то о чем-нибудь. Пусть твой роман значит что-то для тебя, чтобы он мог что-то значить и для читателей. Принеси и выложи на стол свой ум, и сердце, и страсть, и интуицию. Не просто пиши. А пиши о чем-то. Не просто развлекай, делай больше. Ты не танцующая обезьяна. Ты рассказчик. Цени эту ответственность.

15. Оформление страницы.

Страница романа не должна выглядеть, как стена сплошного текста. Но и не как стих со ступенчатой рифмой. Важны форма. Баланс. Пробелы, абзацы и текст.

16. Роман в цифрах.

В идеале в романе 48% действия, 48% диалога и 4% описаний.
Я только что это придумал. Наверное, совершенная чушь. Может быть, я сейчас пьян. От водки или от слов, кто знает -- решайте сами. Смысл в том, что не надо перегружать роман описаниями и экспозицией. Лучшие книги -- где герои живут здесь и сейчас, где движение, действие и диалог кружат читателей в своем танце.

17. Я только что наврал тебе в предыдущем пункте. И я прошу за это прощения.

Диалог -- это тоже действие. Действие -- это когда что-то делаешь. Когда ты разговариваешь, ты ведь тоже "делаешь". А еще лучше, когда герои разговаривают и делают что-то еще: ведут машину, казнят злодеев, жарят яичницу, собирают зловещего танцующего робота. Герои не должны сидеть или стоять и весьи беседу. Они же не куклы в кукольном театре.

18. Описание без помех.

Описания должны быть тонкими. Слишком много описания -- это статическое электричество, шум и треск, мешающий роману. Рисуй короткими мазками. Щепотку приправы здесь. Кусочек деликатеса там. Описание -- не дубина, которой погоняют мычащее стадо. Одна, две, три верных детали сделают свое дело.

19. Читатель -- мул.

Не важно, какой груз он будет перетаскивать, откуда и куда. Читатель хочет работать. Конечно, он может этого не знать, так что тсс! Ничего ему не говори! Но он хочет сам заполнить книгу недостающими деталями. Он хочет вложить в твой роман частичку себя, самому принимать решения и делать собственные выводы. Вполне можно оставить для него некоторые части, описания, диалоги -- читатель обязательно включится в игру. Его воображение также важно, как и твое. Заставь его поплясать, чтобы заслужить ужин.

20. Слишком много народу.

В романе может быть очень много героев. Нет "волшебного числа". Количество героев ограничивается только твоей способностью сделать их настоящими. Если у тебя нету времени или места для того, чтобы каждому дать душу, наполнить желаниями и нуждами, страхами и фобиями -- не плоди их. Отруби им головы и сотри кровь со страницы.

21. Жанр важен, но не обязательно.

Хорошая история -- это хорошая история, хорошая книга -- это хорошая книга. Не важно, к какому жанру относится роман, который ты пишешь. Потом об этом можно будет подумать: агентам, издательствам, книжным магазинам жанр может быть важен: твою книгу нужно куда-то поставить. Секрет в том, что не обязательно это будет идеальное место.

22. Опасайся сырой середины.

Начало истории обычно хорошо, потому что: БАБАХ! -- что-то произошло! Конец тоже: ШАРАХ! -- все, что происходило до сих пор, происходило для того, чтобы случилось это. А вот в середине можно нечаянно увязнуть. Чтобы этого не случилось, используйте новые начала и ранние окончания -- пики и долины повествования. Держите историю под напряжением. Пусть второй акт содержит несколько мини-актов.

23. Как я и предупреждал: приготовьтесь к длинному пути.

Вариации. В сцене. В герое. В настроении. В окружении. Во всем. Роман не может быть написан о какой-то одной вещи. Перемешай все! Это как та самая длинная дорога, по которой едешь часов восемь: выбери путь по прямому шоссе среди однообразных полей, и тебе скоро захочется припасть к выхлопной трубе. Езжай по другому пути: мимо захватывающих дух горных подножий, через тропический лес или старинный город. Иначе говоря: не будь скучным. Если видишь, что твой роман купил дом и получил постоянную работу в Тупогороде, сожги этот город дотла и подтолкни историю вниз по дороге к новым приключениям.

24. У лабиринта много выходов.

Пять тысяч слов в день. Две тысячи. Последовательно, или нет. Каждый пишет романы по-своему, и каждый из них уникален. Пиши его так, как ты считаешь, он должен быть написан. Никто не может сказать тебе, как. Все мы пробираемся через темный лес собственной тропой. В самой густой тени ищи собственный голос. Именно он проведет тебя к свету.

25. Написать роман легко, написать роман, который опубликуют, не очень.

Писать не сложно. Бросаешь слова на страницу, одно за другим, строишь башенку из 80.000 кубиков или около того. Я вот могу построить стул из пивных банок и палочек для китайской еды, скрепив их изолентой. Правда, такой стул будет не слишком красивым, да и кто-нибудь непременно подаст на меня в суд за то, что штаны пахнут пивом, ноги изрезаны, а в заднице застряла палочка. Но написать хороший роман, оригинальный, только твой -- другое дело. Нужно рассказать историю так, как хочешь рассказать ее ты. Научиться писать хорошо, понятно, и оставить по пол-литра крови на каждой странице. Научись своему ремеслу. Найди свой голос. Пиши, пока не закончишь, а потом перепиши заново.



Buy for 40 tokens
Дорогие коллеги, спешу поделиться с вами полномасштабным РАСПИСАНИЕМ всех проектов Лаборатории mi-pishem на период июль-август, чтобы вам было удобнее планировать свое участие заранее. Итак: ~ 27 июля – 3 августа – ВОРКШОП «ТВОЙ ИДЕАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ»: придумываем…

Comments

( 10 comments — Написать )
phontanka
Oct. 2nd, 2015 02:32 pm (UTC)
Класс, Жень. Образно и вдохновляет!
evia_kevin
Oct. 3rd, 2015 04:03 pm (UTC)
Ага! У него вся книга так написана, каждая глава из двадцати пяти пунктов. И видно, что он над ней поработал хорошо :). В его блоге ежедневном не все так четко и ясно -- что объясняемо и ему не в упрек. Я все думаю: готова ли я морально прочитать его художественные книги или нет?! :))
gwaril
Oct. 2nd, 2015 02:32 pm (UTC)

11 пункт шикарен.
13 пункт не поняла. 5000 слов в день - это 80000 слов за 16 дней, а не недель. Или что-то другое имелось в виду?

evia_kevin
Oct. 2nd, 2015 04:09 pm (UTC)
Да-да, ошиблась просто, спасибо!
sestra_milo
Oct. 2nd, 2015 05:37 pm (UTC)
Спасибо, Женя!
evia_kevin
Oct. 3rd, 2015 04:04 pm (UTC)
Всегда рада :)
anna_kern
Oct. 3rd, 2015 02:44 am (UTC)
Шикарно! Прочла с удовольствием, кое-что взяла на заметку :) Спасибо :)
evia_kevin
Oct. 3rd, 2015 04:04 pm (UTC)
Замечательно :). Будет еще со временем! :)
lusya59
Oct. 3rd, 2015 08:39 am (UTC)
Очень здорово! Редкий случай, но именно эти советы мне подходят больше всего. Приблизительно так и пишу. Редактирую и переписываю, пока сама себе не поставлю твердую четверку.
evia_kevin
Oct. 3rd, 2015 04:05 pm (UTC)
Да, интересный у него стиль. Бодрит :)
( 10 comments — Написать )

О СООБЩЕСТВЕ

mi_pishem
РАЙТХАК: Рецепты авторской кухни
САЙТ "ЛАБОРАТОРИЯ РАЙТХАК"
По вопросам сотрудничества можно писать на adaria@bk.ru.



Tags

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Powered by LiveJournal.com