?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Писатель или редактор?

У моих книг и у их героев, видимо, уже началось осеннее обострение. То требуют свободы слова и отдельных произведений, то... Отдельных произведений. Я уже думаю, не пересмотреть ли мне структуру моих "Лоскутов", и не сделать ли их циклом?.. А то получается огромный пласт материала из прошлого, а будет ли столько же по эмоциональному накалу равноценного настоящего, ради которого все и затевалось-то с воспоминаниями у героини?..

А так -- сделать несколько тематических повестей ( про детство, например, про любовь, про друзей и про детский дом целых две), и основной роман, как задумывался, только без этих нагромождений. Потому что одно цепляется за другое, и что-то можно, разумеется, не описывать, а каких-то слов не выкинешь из песни, и вот куда их девать? Чтобы не утонуть в море информации, но и не скатиться к мемуарам от третьего лица. . В общем, мысль будет думаться, пока разбила на несколько тем.

Сейчас просится наружу тема "Женька, Димкина сестра", и будет еще "Дэн и мама Дэна". Это про крестника Димку и работу в детском доме. И то -- Женька, Димкина сестра, свои флэшбэки имеет, так что я пока пишу, а там будет видно. Главное -- заработало!

Во всех практических советах писателям можно встретить такой: пишите черновик, не задумывайтесь над тем, хорош он или плох, пишите, и вам будет с чем работать.

В детстве я любила писать сочинения: чтобы посидеть часик- другой над первой строкой, потом найти ее, и сразу настрочить весь черновик, а потом переписывать и шлифовать. И чужие сочинения любила править. Когда меня друзья просили за них написать, отказывала, говорила: "Ты напиши, а я исправлю!"

И просто удовольствие получала, "причесывая" и украшая чужой текст.

Теперь же в книгах я обратила внимание на два противоположных мнения. Наташа Хауз в своей работе "How To Keep Writing Your Book" рассказывает, что она обожает писать. Пишет книгу, как любят говорить у нас, "на одном дыхании" ( кстати, с тех пор, как я однажды увидела некий бездарный отзыв на вполне хорошую книгу, в котором девушка жаловалась: " Прочитала не на одном дыхании", я терпеть не могу это выражение! :)) ), а потом заставляет себя редактировать.

Для нее это сущий ад, и она уговаривает коллег по перу: вы книгу-то напишите, не лишайте себя удовольствия! А потом -- ну что поделать -- как-нибудь уж заставите себя отредактировать!

А вот Гейл Карсон Левин наоборот, советует "продраться сквозь первый черновик", а потом тихо, мирно, с наслаждением его редактировать.

И вот я, вспоминая свою любовь к правке школьных сочинений, не могу понять, изменилось ли что-то во мне, или изменилась я? Идея о редакции до сих пор вызывает умиление, но порыва сесть и написать "как попало" черновик нет. Более того, я могу долго-долго носить в голове картинку, сцену, проговаривать диалог -- но не могу заставить себя сесть и записать. Потому что не получится так, как в голове. Потому что хочется сразу ррраз -- и шедевр. А если не шедеееевр, если его еще и праааавить, то я так не играю!

Но вот про Ангелину села ведь и написала. Кусочек, а не два, как просилось, но идею второго кусочка записала в блокнот, чтобы не забыть. А так же набросала возможные варианты развития сюжета. Лучше, чем носить все в голове и страдать на тему: "А зачем писать, все равно не интересно и кому это надо". Тем более, что вчера на "Смотринах" на Ангелину отреагировали хорошо :).

Сегодня писала про Димку. Тоже два дня ходила с живой и яркой картинкой в голове, но стоило включить айпед, тут же тянуло открыть любую программу, только не страницу для письма. Пробовала ручкой-на-бумагу -- нет, моментально затошнило от первых же двух кривых строчек. Компьютер тоже не помог: вместо того, чтобы писать, начала распечатывать купоны на продукты.

В конце концов рассердилась на себя, и сказала: я не одна такая. В каждой второй книге или статье, которые я прочитала за последние несколько месяцев все только об этом и говорят. Надо сесть и писать. Криво, не красиво, не о том, не про это. "Продраться сквозь черновик. "

Села, начала продираться :). Две тысячи слов спустя поняла, что повествование завело меня в другую сторону. Ну что ж, почему бы и нет, исследуем и те края.

А у вас как происходит? Черновик на вдохновении и скрупулезная вычитка и правка потом, или мучительное укладывание на бумагу контуров, набросков и зарисовок, грубых описаний и обрывочных заметок, с последующим любовным вылепливанием прекрасной формы?


"Первый черновик -- это ты рассказываешь историю самом себе" -- Терри Прачетт

promo mi_pishem july 24, 17:17 2
Buy for 40 tokens
Дорогие коллеги, спешу поделиться с вами полномасштабным РАСПИСАНИЕМ всех проектов Лаборатории mi-pishem на период июль-август, чтобы вам было удобнее планировать свое участие заранее. Итак: ~ 27 июля – 3 августа – ВОРКШОП «ТВОЙ ИДЕАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ»: придумываем…

Comments

( 13 comments — Написать )
sharpen_up
Sep. 5th, 2015 06:28 am (UTC)
По-разному происходит. Мне, вот, например, трудно просто сесть и рассказать себе историю, как советует Терри Прачетт. В моем сознании существуют отдельные сцены и эпизоды, из которых потом складывается целостная картина. Как Ваши "лоскуты", собственно. И самое сложное - соединить это в одно произведение, даже если в целом произведение представляешь.
evia_kevin
Sep. 6th, 2015 07:38 pm (UTC)
Ну, мне было очень сложно, когда я была уверена, что писать нужно так же, как читаешь: линейно. И каким облегчением было узнать, ( понять на самом деле), что это совсем не обязательно. А соединить... Да, нужен, наверное, план: чтобы потом точно знать, какая сцена идет куда.
lizage
Sep. 5th, 2015 08:14 am (UTC)
Второе, однозначно. Мне очень тяжело даётся первый черновик и даже первый этап редактирования, когда тот черновик приходится читать.
evia_kevin
Sep. 6th, 2015 07:38 pm (UTC)
Ага, вот меня тоже удивило.
an_kl
Sep. 5th, 2015 10:12 am (UTC)
Мне писать намного интереснее, чем редактировать. Поэтому я и страдаю с начала августа, затаскивая себя за шиворот за комп, чтобы перепечатать и отредактировать написанное в отпуске. И страдаю к тому же, что у героев жизнь застыла на одном месте, а столько дел запланировано! И все эти дела стоят, пока я старое редактирую - урожай не собран, варенье не сварено, с местными жителями не познакомились, заклинания не выучили, ирланского волкодава не усыновили. А я все редактирую...
evia_kevin
Sep. 6th, 2015 07:39 pm (UTC)
А надо редактировать сейчас? Можно дописать все сначала?
an_kl
Sep. 6th, 2015 08:11 pm (UTC)
Ну перепечатать-то надо, чтобы дальше писать. У меня сценами писать не получается, только последовательно. А когда набираю, волей-неволей редактирую
yaanin
Sep. 5th, 2015 11:19 am (UTC)
Да, да- эти корявые, противные, неточные, неправильные слова- вместо красивой сочной картинки!
evia_kevin
Sep. 6th, 2015 07:40 pm (UTC)
Ну, диктовку " с голоса в текст" уже придумали, надо дождаться, пока придумают "из головы на бумагу" :))
___olya___
Sep. 5th, 2015 12:10 pm (UTC)
Как это у Вас так происходит? думала сегодня ночью об эпическом посте сюда, о том, зачем и как мы пишем, и спросить и поделиться необычным опытом.. но подумала, ладно, эту-то мысль я могу подумать, насладиться, а воплощать необязательно. И тут вдруг Вы говорите как раз о том, из-за чего я делиться и хотела. Ну теперь уж пойду писать. :)
evia_kevin
Sep. 6th, 2015 07:40 pm (UTC)
Вот так они, потоки, и работают! А мы думаем, что это мы такие умные :))
elena_ocean
Sep. 5th, 2015 03:23 pm (UTC)
Пишу давно, поэтому твердо знаю, что первый вариант - набросок. Так и отношусь к этому. Конечно, это не значит, что нужно специально писать "плохо", но потом мало что остается. Поняла и другое: редактирование бывает разным: 1) стиль (этим можно заниматься всю оставшуюся жизнь); 2) содержательное улучшение: как ещё улучшить сцену, добавить крючки? Иногда ловлю себя на том, что когда смотрю фильм будто вижу: вот сцену набросали, потом вот ещё повставляли "вторым слоем" крючки, "дожали", гиперболизировали, или наоборот, вижу: набросали, да так и оставили, потому и скучно смотреть. При содержательном улучшении обязательно предложения меняются местами, важные передвигаются вперёд, часть предложений уничтожается за ненадобностью и т.п.
Чтобы не заскучать при написании черновика, придумывайте себе уловки, например, как ни удивительно, отлично помогает гелевая авторучка с золотым наполнителем, мягко и комфортно пишет, и что-то происходит в этот момент. Ну, а уж если Вам достался волшебный блокнот, то совсем повезло...
evia_kevin
Sep. 6th, 2015 07:44 pm (UTC)
Этим я в УСах люблю заниматься -- порассуждать о ручке, о чернилах, о строчках и страницах... Кайф! :)
( 13 comments — Написать )

О СООБЩЕСТВЕ

mi_pishem
РАЙТХАК: Рецепты авторской кухни
САЙТ "ЛАБОРАТОРИЯ РАЙТХАК"
По вопросам сотрудничества можно писать на adaria@bk.ru.



Tags

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com