
- Дарья, расскажите, пожалуйста, как возникла идея написать детектив, почему вы выбрали именно этот жанр?
- Все просто: я сама очень люблю читать детективы. Писала и сценарии детективных сериалов. Поэтому вопрос, в каком жанре писать, не возник в принципе.
- Есть такой писательский лозунг: «пиши то, что знаешь». Это ваш случай? Как вы используете свой жизненный/профессиональный опыт в своих книгах? Героиня детективной серии – Мария Каравай – многое взяла от вас?
- Маша Каравай ничего от меня не взяла, и это, поверьте, к лучшему. Разве что принадлежим мы примерно к одному кругу, и у нас у обеих матери – врачи. Вот, пожалуй, и все. Мне хочется думать, что Маша человек более достойный, и много более интеллектуально состоятельный, чем я. Что касается вышеозначенного лозунга, то мой круг прикладных знаний достаточно ограничен – его бы хватило на максимум пару романов: один о моде, второй – о ювелирном деле. Только не уверена, было бы мне это интересно? Поэтому перед каждой книгой я стараюсь начитывать необходимый мне объем материала на ту или иную тему.
- Вас называют «российским Дэном Брауном». Работая над рукописями, вы ориентировались на творчество популярного писателя?
- Нет. Скорее, моим ориентиром был Артуро Перес-Реверте. Дэна Брауна я, увы, не люблю.
- В одном из интервью вы упоминали, что ваш первый детектив, «Призрак Небесного Иерусалима», изначально был основой для полнометражного фильма, но продюсер предложил вам написать на основе сценария роман. Насколько тяжело/легко дается подобная переработка книги по сценарию? Что, на ваш взгляд, проще писать – сценарии или романы?
- Переработка обычно все же проще оригинального письма. Уже есть характеры, сюжет. А проще писать всегда то, что на данный момент увлекательнее для автора: и в сценаристике, и в «романописании» есть свои прелести и подводные камни. Сейчас, к примеру, два проекта, по которым я пишу сценарии, мне очень интересны, и от этого писательство явно страдает.
- Как вы придумываете новые сюжеты? Что первично в вашем случае: захватывающий сюжет или яркие, харизматичные герои?
- По всем правилам должны быть герои. Но у меня первична всегда тема. А из нее уже вырастают персонажи. Например, сейчас я работаю над романом, связанным с генетикой. И герои у меня, соответственно, научные деятели со своими тараканами.
- Есть ли у вас определенная схема работы над книгой? Пишете ли вы план или работаете спонтанно? Используете ли какие-то писательские программы?
- Программ не использую, работаю по-старинке, в Ворде. Спонтанность в нашем деле хороша только до определенного предела: т.е. я сначала пишу план, а потом позволяю себе шаг вправо или влево, удлиняя или сокращая историю, чуть-чуть меняя финал. Но стараюсь все же придерживаться изначальной структуры.
- А как выглядит ваш стандартный писательский день?
- Я человек неорганизованный и «запойный» в плане работы. Поэтому мой стандартный день выглядит примерно так: завтрак-работа-обед-работа. Шесть вечера – встаю из-за компьютера с красными глазами и полностью вымотанная. Уговариваю себя устраивать регулярные прогулки на свежем воздухе или ходить на занятия по йоге, например. Но когда процесс идет, от него так жалко отрываться...
- Вам знакомо понятие «писательский кризис/писательский блок»? Есть ли какие-то секреты преодоления кризиса?
- Да, конечно. В этом вопросе как раз и помогает многообразие занятий: застопорился один сценарий - детектива, к примеру, садись за другой проект - комедии. Выдалась пара свободных дней? Попиши роман.
- Многие читатели признаются, что их привлекли яркие названия ваших книг. Расскажите, пожалуйста, как вы придумываете названия?
- Название первой книги было результатом компромисса с издателем: я хотела просто «Небесный Иерусалим». Издатели добавили «Призрака» - для придания саспенса, полагаю. Вторую книжку озаглавил мой редактор – и мне очень понравилось. Название третьего романа – мое, оно классического толка, скорее в духе детективов 19-го века.
- Заметно, что ваши книги изобилуют яркими деталями (описания персонажей, интерьера, диалоги и «меткие словечки», исторические и культурологические факты). Вы собираете подобные детали или они рождаются в процессе работы над текстом? И есть ли у вас пресловутая записная книжка, в которой фиксируются все интересные детали и события?
- Ох, нет. И это, конечно, неправильно. Но объяснимо – вокруг меня люди в основном говорят по-французски. Однажды я попыталась записывать на съемках в Москве за особенно языкастыми товарищами. Записывала в мобильный телефон. А потом утопила его в ванной. Было очень обидно: коллекция собралась знатная, хватило бы и на книги, и на сценарии. А исторические и культурологические детали я «начитываю», как я уже сказала, в процессе подготовки. От этого и кажусь почти такой же умной, как Мария Каравай.
- В группе vkontakte, посвященной вашему творчеству, вы говорите, что над первой книгой работали около двух лет, а над последней – всего пять месяцев. С чем связано такое «ускорение»? Проще ли работать в рамках серии?
- Дело не в серии, а в привычке, в понимании, как должна идти работа. Первый роман как раз таки писался без плана, без надежды на издание, с ощущением будущего полного провала. Оттого и занял так много времени.
- Сегодня для вас писательство – это основное занятие или, скорее, хобби?
- К несчастью, хобби. Потому что основное занятие – это то, что вас кормит. А кормит меня сейчас сценаристика.
- Такой злободневный вопрос: как вы относитесь к интерактивным писательским проектам, когда, к примеру, читателям предоставляется возможность повлиять на сюжет или выбрать главного злодея? Согласились бы вы поучаствовать в подобном проекте?
- Нет. По очень простой причине – в писательстве, в отличие от сценаристики, меня, прежде всего, привлекает свобода творчества. Будет крайне обидно отнять у себя, любимой, самое интересное – собственно процесс выдумывания, и передать его в руки читателей.
- Есть ли у вас желание со временем попробовать себя в новом жанре? Если да, то в каком?
- Только в одном, наверное. Семейной саги. Есть даже история семьи, связанной с моей родственными узами. Пятеро сестер, родившихся в глухой провинции Российской Империи в самом начале 20го века, и проживших очень разные жизни.
- Вы много читаете? Что из прочитанного за последнее время вас впечатлило?
- Степнова, Москвина, последняя трилогия Рубиной. Рассказы Прилепина.
- Что бы вы посоветовали начинающим писателям?
- Только две вещи: читать и писать. Чем лучше качеством будет литература, которую вы читаете, тем лучше вы будете писать. Все просто. Как сказал Чехов одному начинающему писателю: «если можете не писать – не пишите». Он имел под этим не высокий зов таланта, а всего лишь наличие обязательной для автора графомании. Это достаточно распространенная болезнь – я ею тоже страдаю.
Д. Корж для mi-pishem
Официальная группа писательницы Дарьи Дезомбре vkontakte
Если у вас есть вопросы к Дарье, оставляйте их в комментариях.


Community Info